Правила хорошего тона (Бонтон)
В этом разделе собраны веб-дизайнерские правила хорошего тона (бонтон), следуя которым вы приобретете славу хорошего и культурного дизайнера, а возможно и больше.
Всегда соблюдайте основное правило веб-дизайна: посетитель вашего сайта всегда должен чувствовать, что его любят.
Ссылки следует ставить на ключевое слово или словосочетание. Например. "Подробное описание работы данного устройства смотрите в статье Кулибина."
Золотое правило бонтона: "Никогда не вмешивайся в родной интерфейс браузера". Посетитель любит свой браузер и не терпит любых изменений в его привычной работе и в его внешнем виде.
Всевозможные дополнительные функции и эффекты, как, собственно, и любую информацию, можно лишь предлагать посетителю, но не в коем случае не навязывать. Например, можно предложить посмотреть видеоклипп, загрузить модуль, включить виртуальную машину и так далее, но не делать этого автоматически.
Если вы решили, что вашему сайту нужна фоновая музыка, то следует предложить посетителю включить ее, но ни в коем случае не запускать сразу так, чтобы потом он, ошарашенный вашим музыкальным вкусом, лихорадочно не искал выключатель, присутствие которого, кстати, на сайтах с музыкой просто обязательно.
Бонтоном является конструировать тексты для чтения шириной, такой же как в печатных книгах, то есть 10-14 см, обрамленного полями. Кстати, ныне модный "резиновый" дизайн страницы, отличающийся тем, что содержание сайта может растягиваться пропорционально размерам окна, - не самое лучшее решение для оформления текстов. Имеет смысл подпирать размер строк, ограничив тем самым чрезмерное растягивание текста.
Очень хорошо, если вы дадите возможность посетителю самостоятельно изменять размер шрифта, которым написаны все тексты.
Соблюдайте правило десяти секунд. Любая страница должна открываться не дольше этого времени, особенно первая. Если объем страницы велик, то любым способом дайте знать посетителю, что придется некоторое время подождать загрузки выбранной информации. Можете, например, рядом со ссылкой указать размер файла.
Публикуйте только вычитанные тексты. Выдерживайте единый стиль изложения. Лучше, если тексты готовят специально обученные люди - редакторы и корректоры.
Вы должны точно знать происхождение публикуемой информации (текстов, картинок, музыки и т. д.), которая обязательна должна быть легальной. То есть вы сами являетесь ее автором, или у вас есть разрешение на ее публикацию, лучше письменное или е-mail. Очень редко бывает, когда кто-либо отказывает в использовании (даже совершенно бесплатно) своего материала на других сайтах. Уважайте Закон и не только об авторском праве.
На первой странице обязательно должна присутствовать информация, из которой с первых слов или изображений было ясно о чем этот сайт.
Соблюдайте правило трех щелчков - в любое место сайта можно добраться не более чем за три щелчка по мышке.
Для информационных сайтов, как ни странно это звучит, но необходима стереотипная навигация. Посетители должны с первых секунд догадаться, как управлять вашим сайтом.
Хорошим тоном является маскировка или защита от сканирования роботами публикуемых чужих адресов электронной почты. Публикация этих адресов в любом случае должна быть только с согласия их владельцев. И вообще, максимально щепетильно относитесь к доверяемой вам персональной информации.
Для тех, кому больше нравится исходить от противного, рассчитана статья "Моветон", в которой рассказывается о том, чего следует избегать при создании и поддержании сайтов.
Эту статью можно свободно копировать на другие веб-сайты без моего разрешения при условии указания авторства (Александр Щербин) и ссылки на сайт wwwalx.lv.