Куда уходят дизайнеры
За последние примерно полтора года многие лучшие специалисты в индустрии дизайна похоже сдались, поняв что для Web нужно делать простые, быстрые сайты, вместо крутого, навороченного дизайна. А ведь большая часть из того, что они делали, относилась как раз к навороченному дизайну. Но если высшая каста дизайнеров решила махнуть рукой на Web, чьи же руки будут его делать, и чьи умы будут теперь определять его дальнейшее развитие? Последствия могут быть самые тягостные.
Почему дизайнеры ненавидят свою работу
На вид у web-дизайнеров - самая прекрасная работа в мире. Но внешний вид обманчив. Дизайнеров постоянно гнетет Технологическая пропасть, Пропасть ожиданий и старая знакомая Пропасть между Искусством и Коммерцией.
Чаще всего дизайнеры подключены к Интернету по линиям T-1 или DSL, работают на мощных машинах, на мониторах с диагональю не менее 21 дюйм, в режиме миллиона цветов, и ни как не могут понять, почему такого нет у всех. Дизайнеры постоянно продвигают передовые технология, требуя более удобных, продвинутых языков, и более точное их воспроизведение на экране. Им надоели эти подчеркнутые ссылки и приелись меню. Им хочется сжечь все мосты, и на этом огне выковать новый, более лучший интерфейс. Дизайнеры работают с Web-ом по десять часов на день. Они ищут, они находят, они каждый день готовы двигаться дальше.
А вот пользователи - нет.
Средний пользователь не проводит десять часов своего рабочего времени ползая по Web-у. Им не надоели подчеркнутые ссылки и менюшки. Они еще совсем недавно начали понимать, как это все работает. Средние пользователи хотят узнать счет прошедшего матча, и не желают играть в "угадайку", пытаясь найти кнопку, по которой надо щелкнуть, и вообще не желают ждать тридцать секунд, пока на экран загрузится логотип, летающий по экрану. Средние пользователи еще только обдумывают, стоит ли им обновлять свой прошлогодний броузер, в то время как вы уже во всю тестируете альфа-версию броузера, что выйдет еще только в следующем году. Их представление об Интеренете отстает от вашего на полтора года, и большинство из них не пошло бы в школу искусств даже, если бы обучение там было бы бесплатным.
Средние пользователи предпочитают простоту запутанности, знакомое - незнакомому, хомячков - авангарду. Они хотят, чтобы все работало, даже в AOL 2.0 на машине с 386-ым процессором. И они имеют право на это желание. Ведь простенькая радиола принимает сигналы радиостанций также, как и стереосистема стоимостью 10.000 долларов. Никто ж не говорит, что радио - это для богатых. Оно по сути предназначено для всех. Создавать дизайн для массовой аудитории все равно, что вести урок в классе, где половина учеников - одаренные старшеклассники, а вторая половина - первоклассники с отставаниями в развитии. Как бы вы ух учили?
Головоломка не из легких. И хотя в этой ситуации предоставляется приятная возможность решать творческие задачи, в ней также скрывается другая задача - как преодолеть пропасть между творцом и аудиторией - пропасть между технологиями, интересами и намерениями. Дизайнеров расстраивает ,что люди медленно осваивают новые, более мощные броузеры, не говоря уже о тех ограничениях и несовместимостях, которые убивают даже самые новейшие и лучшие броузеры. Из-за поддержки обратной совместимости они ощущают себя хромоногими инвалидами. Их заковывают в кандалы медленные модемы и маленькие экраны, которыми пользуется большая часть аудитории сайтов. Их ужасает тот факт, что даже если им и удастся добиться обратной совместимости, прекрасного вида и интерактивности сайта для любой платформы, их аудитория в миг превратит созданный шедевр в мусор, просто отключив JavaScript.
Опытные дизайнеры часами выбирают шрифт в Фотошопе и Иллюстраторе для своих картинок. А потом по медленным каналам приходят посетители и просто отключают загрузку изображений.
Дизайнеры любят свою аудиторию
И несмотря на эти "трудности во взаимоотношениях", дизайнеры любят свою аудиторию. Но вот отношения между боссами и клиентами далеко не такие однозначные - и уж точно, в них меньше любви. В старые добрые времена, в 1995 и 1996 году, каждый, кто работал с Web понимал, с чем имеет дело. Сегодня же мы иногда оказываемся в подчинении таких людей, которые вообще не понимают Web, но тем не менее указывают нам, как надо работать. Один наш знакомый талантливый Web-дизайнер работает на один популярный новостной сайт. Некоторые из его начальников лишь недавно перешли в сферу Web из мира телевизионных новостей. В 9 вечера один из них требует от Web-дизайнера выложить Java-апплет "счетчик котировок акций" на завтрашнюю титульную страницу. Наш друг объясняет ему, что у половины аудитории этого сайта могут возникнуть проблемы с совместимостью. На что получает ответ: "Позаботьтесь, чтобы их не было".
Мы все слышали подобные истории, а многие из нас сами были их участниками. А ведь есть еще клиенты. Не те, ушедшие в прошлое клиенты середины 90-ых, а современные, напуганные, беспомощные. Знают ли они хотя бы половину того, что знали клиенты прошлого? Конечно же нет. Но они по-прежнему остаются клиентами, и если они хотят огромные выпуклые кнопки на каждой своей странице, они их наверняка получат. И в этой проблеме нет ничего нового и специфического.
Это те же самые проблемы, на которые испокон веков жалуются творческие люди: проблема между поэтическим вдохновением и деловой реальностью.
Но многие из талантливых творческих людей ушли из рекламного, издательского, мультимедийного и телевизионного бизнеса в Web, потому что считали что в Web им удастся спастись от диктующих свою волю клиентов и совершенно несведущих бухгалтеров. И теперь им больно видеть, как в Web-е воцарились те же принципы, как и в старых областях творческой индустрии. И вот опять обитатели мира Web-дизайна ищут себе другое прибежище. Многие из них считают, что с них хватит этого ада, и они не возьмутся больше ни за один проект. К сожалению, чаще дело заканчивается только криком, так как без клиентов дизайнеры не живут. Но что более важно, мятеж дизайнеров ставит под угрозу существование самого Web-а. Если все хорошие дизайнеры перестанут строит сайты, а вместо в сети будут царить хакеры, то нашим детям в наследство достанется Всемирная Пустыня (World Wide Wasteland).
Отдушина
Разочаровавшись в обыкновенном Web-е, многие дизайнеры махнули рукой на простых посетителей и создают теперь сайты для элиты. Вместо того, чтобы спорить с менеджерами проектов, они полночи сражаются с несовместимостью DHTML в броузерах Netscape и IE. Они заливают огромные экраны миллионами цветов, а затем устилают их всплывающими окнами. На каждой странице они вставляют Flash-клипы и QuickTime-фильмы, и в душе улыбаются, когда AOL-броузер их дядюшки валится при входе на сайт. В этой специфической среде Web-элиты, они чувствуют себя оцененными, понятыми и причастными к секретному братству прогрессивных творческих гениев. Это чувство хорошее, и оно порождает много хороших сайтов, например volumeone.com, eneri.net и photomontage.com - сайты, которые дают пищу для ума, обогащают душу, выжимают из Web-технологий последнюю каплю.
Эти сайты доступны не всем, но они и не пытаются этого добиться. Их цель - развлекать и вдохновлять определенную аудиторию, и в этом они преуспевают.
Так в чем же проблема?
Проблема в том, что это единственная область где количество хороших Web-сайтов увеличивается. Все больше и больше дизайнеров отказываются делать простые деловые сайты и порталы, их также не интересуют проекты по созданию контентных сайтов. Все выглядит так, словно задача по представлению слов в Web-е и подгонке сайта под разнообразную аудиторию является такой же скучной , как вытачивание иконок для widgets.com. Так, словно только DHTML и Flash имеют значение, так, словно только они и есть "реальный" Web.
Сердце Web-а
Теперь вы знаете и я знаю, что контентные сайты, как например этот, который вы сейчас читаете, и есть сердце Web-а. (Именно поэтому и существует слово "гипертекст"). Отказываться от этих "простых" сайтов только потому, что они не дают возможности порисоваться, означает отказываться от 90% Web-а - и 90% аудитории. Но кому тогда достанется этот брошенное тело? Кто станет заниматься строительством новой информационной среды? Имитаторы, визуально бездарные люди, которые не только не могут решить дизайнерских задач, но даже не видят их. Пожалуй, пришло время пристально всмотреться в то, что делает Web-сайт полезным. Творческим людям всегда доставляет удовольствие сорвать аплодисменты у взыскательного зрителя. Но удовольствие есть и в "тихой" работе: работе, чьё отменное качество проявляется со временем. Мы имеем в виду такие сайты как Mappa Mundi, пышно оформленный (но доступный для всех), тщательно редактируемый ежемесячный журнал, который несет реальное содержание и реальную ценность Web. К сожалению, спокойные рассудительные сайты типа Mappa Mundi редко получают заслуженные хорошие отзывы, по крайней мере на этом этапе развития Web. Мы куем новую информационную среду, и награды частенько достаются тем сайтам, которые "сносят крышу у посетителя". Подобные сайты естественно заслуживают своих наград. Но по мере созревания среды, мы надеемся, что web-созидатели и наградные комиссии будут награждать более утонченные сайты - такие как Mappa Mundi или Smug. На наш взгляд, хорошим сайтом является тот, который предлагает хорошую информацию для определенной аудитории. Вокруг таких сайтов образуются группы по интересам. Читатели возвращаются раз за разом, чтобы узнать что-то новое. Иногда эти сайты завораживают; иногда их слишком мало ценят. Работа над любым хорошим сайтом - награда сама по себе, будь сайт оформлен во Flash или QuickTime или в простом тексте и gif-ах.
Internet Movie Database (wwwimdb.com) прекрасный сайт, потому что предоставляет великолепную информацию для своей аудитории без каких-либо препятствий. Кроме того, посетители сайта могут сами дополнять его. Как бы он стал лучше, если бы к нему приложил руку талантливый дизайнер, который бы переработал его, учитывая его загруженность и лимит используемых технологий. И в то же время, сколько бы дизайнеров стало драться за этот проект? Весьма немного, так как этот сайт не предоставляет им никакой возможности "поблистать" своими талантами. Возможность же применить простой дизайн к контентному сайту ни во что не ценится. За то есть купцы и кадровики, чей первый вопрос будет: "Насколько хорошо вы знаете Flash?". Эти люди не понимают проблемы. А вы?
Web нуждается в талантливых людях, способных решить его проблемы, а не гонящихся за дешевыми эффектами. А индустрии Web-дизайна требуется хорошенько подумать, что же надо больше всего ценить в web-мастере. HTML - да. Таблицы стилей и JavaScript - да. Ценный и доступный, интересно поданный контент - да, да, да. Откажитесь от этого, и Web превратится в ужасное море порталов и коммерческих сайтов, среди которого будут возвышаться редкие островки сверх-навороченных (но доступных для малой толики аудитории) сайтов. Для того, чтобы контентные сайты были такими же полезными и авторитетными, как печатные журналы; чтобы развлекательные сайты действительно развлекали; чтобы коммерческие сайты и Web-приложения радовали глаз и действительно работали, нужны талантливые люди. Мы хотим, чтоб вы оказались в их числе.